Минрегион разработал данный документ (см. ниже) в связи с отсутствием профессиональных основ деятельности по управлению многоквартирными домами, что приводило к злоупотреблениям со стороны лиц, осуществляющих такое управление, и отсутствию взаимопонимания между субъектами жилищных правоотношений.
Как поясняется на сайте правительства России, постановление вводит понятия управления многоквартирным домом, утверждает стандарты управления многоквартирным домом, определяет порядок формирования и утверждения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания, передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Принятие данного постановления направлено на обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Ранее Дмитрий Медведев утвердил минимальны перечень работ, необходимых для надлежащего содержания несущих и ненесущих конструкций, а также оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества. Также это касается систем водо- и теплоснабжения.
Кроме того, в документе перечислены работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме. В частности, это касается сухой и влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и холлов, а также кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов и т.д.
В документе также определено, что твердые бытовые отходы незамедлительно вывозятся при накоплении более 2,5 куб. м. Кроме того, должны быть организованы места накопления бытовых отходов, а также сбор отходов I-IV классов опасности и их передача в специализированные организации. Читайте также Премьер поручил обратить внимание на банкротства ТСЖ и УК В.Путин: Нужно усиливать госнадзор за УК многоквартирных домов Почти 99% владельцев квартир в Москве не жалуются на сферу ЖКХ Большинство домов в Москве - под управлением государственных УК.
Услуги и работы из числа включенных в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от способа управления многоквартирным домом, то есть в решении общего собрания собственников помещений, договоре управления домом, в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, и др.
Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем, отражаются в актах и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
П Р А В И Л А осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами I. Общие положения 1. Настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом: а)
собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном
управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме; б)
товариществами собственников жилья, жилищно-строительными
кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными
потребительскими кооперативами, осуществляющими управление
многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей
организацией (далее соответственно -товарищество, кооператив); в)
управляющими организациями, заключившими договор управления
многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14
статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г)
управляющими организациями, заключившими договор оказания услуг и (или)
выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем
12; д) застройщиками, управляющими многоквартирным
домом до заключения договора управления многоквартирным домом с
управляющей организацией (далее - застройщик - управляющая организация). 2.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее -
управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов,
направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного
кодекса Российской Федерации, а также определенных решением
собственников помещений в многоквартирном доме. 3.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного
многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом
состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и
технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и
природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а
также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для
обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном
доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
3 апреля 2013 г. № 290 (далее -минимальный перечень). II. Стандарты управления многоквартирным домом 4. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: а)
прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный
дом и иных связанных с управлением таким домом документов,
предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном
доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
13 августа 2006 г. № 491, в порядке, установленном настоящими
Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости); б)
сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях
помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее
имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению
общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая
ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных
носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о
защите персональных данных; в) подготовка предложений
по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием
собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка
с учетом минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме(далее - перечень услуг и
работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или
кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего
имущества в многоквартирном доме; расчет и
обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и
выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ,с указанием
источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом
рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на
выполнение отдельных видов работ); подготовка
предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции)
многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на
снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических
ресурсов, повышения его энергоэффективности; подготовка
предложений о передаче объектов общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной
основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом
доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора; обеспечение
ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами
подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования
этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих
проектов; г) организация собственниками помещений в
многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в
случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом,
управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников
помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества
или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением
многоквартирным домом, в том числе: уведомление собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания; обеспечение
ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов
товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые
будут рассматриваться на собрании; подготовка форм документов, необходимых для регистрации участников собрания; подготовка помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания; документальное оформление решений, принятых собранием; доведение
до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов
товарищества или кооператива решений,принятых на собрании; д)
организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем
услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор,
в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на
условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в
многоквартирном доме; заключение договоров оказания
услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме; заключение
с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме
договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключение
договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической
энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе
поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в
целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений
в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а
также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых
инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации); заключение иных договоров,
направленных на достижение целей управления многоквартирным домом,
обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление
контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и
работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и
работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение
претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями
услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и
(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме; е)
взаимодействие с органами государственной власти и органами местного
самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению
многоквартирным домом; ж) организация и осуществление
расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению
многоквартирным домом,и коммунальные услуги, в том числе: начисление
обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на
содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и
коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление
управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с
ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные
по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в
установленном порядке собственникам и пользователям помещений в
многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение
претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших
обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации; з)
обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами
управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений
собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и
комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по
управлению многоквартирным домом, в том числе: предоставление
собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении
обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в
объеме, которые установлены решением собрания и договором управления
многоквартирным домом; раскрытие информации о
деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со
стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими
деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г.
№ 731; прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме; обеспечение
участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в
осуществлении контроля за качеством услуги работ, в том числе при их
приемке. III. Формирование и утверждениеперечня услуг и работ по содержанию и ремонтуобщего имущества в многоквартирном доме 5.
Проект перечня услуг и работ составляется и представляется
собственникам помещений в многоквартирном доме для утвержденияв
зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей
организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае
непосредственного управления многоквартирным домом собственниками
помещений в этом доме - одним из таких собственников. 6.
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ,
предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация,
товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в
многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического
состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие
сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при
необходимости - заключения экспертных организаций. 7. В перечень услуг и работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в минимальный перечень. 8.
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость,
периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ
по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме. IV. Осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания 9.
Управляющая организация, застройщик - управляющая организация,
товарищество или кооператив обязаны организовать аварийно-диспетчерское
обслуживание многоквартирного дома, в том числе путем заключения
договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность
по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. При
непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в
котором составляет более чем 12, собственниками помещений в этом доме
положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат
включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в
баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого
топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об
осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией,
осуществляющей такую деятельность. При
непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в
котором составляет не более чем 12, аварийно-диспетчерское обслуживание
может осуществляться путем заключения собственниками договора на
оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по
аварийно-диспетчерскому обслуживанию. 10.
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий)
контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных
домов, регистрацию и выполнение заявок собственников и пользователей
помещений в многоквартирных домах об устранении неисправностей и
повреждений внутридомовых инженерных систем, а также принимает
оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае
возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения. 11. Аварийно-диспетчерская служба с помощью системы диспетчеризации обеспечивает: контроль
загазованности технических подполий и коллекторов;8громкоговорящую
(двустороннюю) связь с пассажирами лифтов, собственниками и
пользователями помещений в многоквартирных домах, дворниками. 12.
Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно.
Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой
инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в
соответствующих журналах. 13. Аварийно-диспетчерская служба обеспечивает: незамедлительную
ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и
мусоропроводов внутри многоквартирных домов; устранение
аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и
горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и
электроснабжения. 14. При поступлении сигналов об
аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и
горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и
электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем
газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав
общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,
аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы
соответствующих ресурсоснабжающих организаций и устраняет такие аварии и
повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в
случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены
специальные требования к осуществлению ресурсоснабжающими организациями
деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию,
аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы
соответствующих ресурсоснабжающих организаций и контролирует устранение
ими таких аварий и повреждений. 15. Управляющая
организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или
кооператив в случае организации аварийно-диспетчерского обслуживания
путем заключения договора на оказание услуг с организацией,
осуществляющей соответствующую деятельность, представляет в
аварийно-диспетчерскую службу комплект технической документации на все
объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов
внутридомовых инженерных систем, планы подземных коммуникаций и иную
документацию, необходимую для осуществления аварийно-диспетчерского
обслуживания. 16. Управляющая организация, застройщик
- управляющая организация, товарищество или кооператив обеспечивают
свободный доступ сотрудников аварийно-диспетчерской службы в помещения в
многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные
для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом
многоквартирном доме, и на иные объекты, предназначенные для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. 17.
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок
собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки
принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую
службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью
прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах
многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств
связи. Регистрация заявок осуществляется в журнале
заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах
или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии). Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы. Аварийно-диспетчерская
служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой
службой помещении и ознакомление по желанию собственников и
пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта
служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в
журнал учета заявок записями. V. Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом 18.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления
многоквартирным домом, истечения срока договора управления
многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора
уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или
кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее
управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального
государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления,
уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее
- орган государственного жилищного надзора (орган муниципального
жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с
приложением копии этого решения. Указанное
уведомление должно содержать наименование организации, выбранной
собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим
домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками
помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в
решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. 19.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая
предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в
порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую
документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с
управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в
подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной
собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим
домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае
непосредственного управления многоквартирным домом собственниками
помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении
собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если
такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме
по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10
статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. 20.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы,
связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в
составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.Подлежащие передаче
документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о
составе и состоянии общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме. 21. В случае отсутствия у ранее
управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких
документов, входящих в состав технической документации на
многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением
многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, которые были переданы
ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3
месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18
настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в
порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по
отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками
помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу
управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного
управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из
собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления
этим домом. 22. Организация, ранее управлявшая
многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно
установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также
подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней
со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической
документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим
домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в
многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления
товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления
таким домом собственниками помещений в этом доме одного из
собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления
этим домом. Передача технической документации на
многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов
осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать
сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых
документов. 23. Имеющиеся разногласия по
количественному и (или) качественному составу технической документации
на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом
документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного
надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со
дня его подписания передающей и принимающей сторонами. Оригинал
Источник: http://realty.rbc.ru/articles/20/05/2013/562949987005892.shtml |